• КП в социальных сетях:
  • facebook Komsomolskaa-pravda
  • odnoklassniki group kpru
  • twitter onlinekpru
  • vkontakte club15722194
Расшифрованы переговоры экипажа: У летчиков под Тюменью был шанс спасти самолет, но они даже не поняли, что происходит
К таким выводам пришли эксперты [расшифровка, видео]
Подружись с нами:

После трагедии с ATR-72, разбившегося 2 апреля под Тюменью, прозвучало множество версий о том, как вел себя экипаж. Была и такая, что командир экипажа, столкнувшись с отказом техники, принял решение экстренно посадить самолет на свободное пространство - в поле. Однако если верить аудиозаписи переговоров пилотов, которую обнародовал телеканал «Россия», летчики даже не успели понять, что происходит.

Прокомментировать расшифровку последних переговоров летчиков Сергея Анцина и Никиты Чехлова (она длится всего 42 секунды) мы попросили Рубена Есаяна, летчика-испытателя, начальника летно-испытательного центра Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации.

- В целом эта запись полностью подтвердила версию о том, что самолет взлетал с обледенением. Эту запись я услышал три дня назад, меня привлекли к расследованию в качестве эксперта.

Итак, во время руления и разбега экипаж не увидел никаких отклонений от нормы. Но уже на высоте 190 метров командир включил автопилот и убрал закрылки. (Отметим, что основные команды и термины произносятся экипажем на английском, на этом же языке «говорит» и речевой информатор, призванный помочь экипажу правильно ориентироваться в происходящем, - прим. авт.)

Командир: Autopilot on.

2 пилот: Autopilot on.

Командир: White Bug, flaps up. («Белое крыло, убрать закрылки»).

Комментарий эксперта:

- Возможно, на ATR-72 столь раннее включение автопилота допустимо, но, по моему мнению, командир не должен был в этот момент переключаться на автопилот, пока он не убрал механизацию.  То есть он сначала перешел на автопилот, и лишь потом убрал закрылки.

2 пилот: Ух ты!

Командир: Это что такое?

2 пилот: Что за тряска?

Комментарий эксперта:

- Это сработала система защиты от сваливания - штурвал автоматически начал трястись. В этот момент зажглось табло, автоматика показывала, что самолет теряет скорость, валится. Сейчас еще предстоит выяснить, как именно и на каких тренажерах готовились эти пилоты, и почему они даже не поняли, почему трясется штурвал. Они будто просто не знали принципов работы системы.

Командир: Autopilot disengage (отключение автопилота).

2 пилот: Тихо, что такое?

Командир: Доложи ему.

Речевой информатор: Don’t sink (информатор предостерегает о недопустимом снижении, до земли - всего 120 метров).

Комментарий эксперта:

- При уборке закрылков стал расти угол атаки потоков воздуха. У самолета появился крен вправо, первый пилот выключил автопилот и едва сумел выравнять лайнер, попал в левый крен.

2 пилот: Что доложить-то, бл**ь?! Что за отказ?

Речевой информатор: Don’t sink.

Командир: Не понял я.

2 пилот: Ё... твою мать!

Командир: ЮТР, 120-й, падаем!

После трагедии с ATR-72, разбившегося 2 апреля под Тюменью, прозвучало множество версий о том, как вел себя экипаж
После трагедии с ATR-72, разбившегося 2 апреля под Тюменью, прозвучало множество версий о том, как вел себя экипаж
Фото: РИА "Новости"

Комментарий эксперта:

- Угол атаки критический, и самолет падает на землю левым бортом. Но шанс спасти самолет был. Хорошо подготовленный пилот мог бы справиться с ситуацией. Нужно было отдавать штурвал от себя, уходить на большую скорость. Но командир ничего не понимал.

- Проблема в молодости, отсутствии опыта?

- Не нужно валить на молодость. Командиру экипажа было без одного дня 28 лет, общий налет - 2600 часов, из них 2300 - на этом типе самолета. Многие сейчас говорят, что в советское время такого быстрого карьерного роста у пилотов не было. Вранье. Я в 26 стал командиром экипажа на Як-40, уже через два года получил статус командира-инструктора. Проблема не в возрасте. Мое мнение: в нашей гражданской авиации сегодня очень слабая подготовка командно-руководящего состава, который, в свою очередь, учит летать нынешних пилотов.

Напомним, самолет ATR-72 авиакомпании «ЮТэйр», выполнявший рейс Тюмень - Сургут, упал 2 апреля при взлете из аэропорта Тюмени. На борту находились 43 человека - 39 пассажиров и четверо членов экипажа. Погибли 32 человека, 11 получили ранения.

Эксперты сходятся во мнении: после того, как ATR-72 простоял несколько часов на аэродроме под снегопадом, его нужно было обработать противообледенительной жидкостью. Но ни техперсонал, ни сами пилоты льда на верхней кромке крыла не увидели.

Поделитесь с друзьями:
  • Facebook
  • Нравится
Показать код
Комментарии
96
  • Е.
    15.04.2012, 20:59

    Самолёт не высокоскоростной, с двумя турбоВИНТОВЫМИ двигателями и прямым (не стреловидным) крылом не должен так стремительно падать, какой-то запас планирования должен быть. На спуске должен был компенсировать потерю скорости.

    • Ё
      15.04.2012, 22:26

      На закритических углах атаки происходит срыв потока с крыла, и самолёт превращается в топор, неважно какие у него крылья и двигатели.

    • Дед Пыхто
      15.04.2012, 22:41

      Стреловидность здесь не причём. Вы некомпетентны, ибо не знаете, что на ATR-72 крыло с суперкритическим углом атаки. Такое крыло заданную подъёмную силу обеспечивает не за счёт площади и удлинения крыла, а за счёт большого угла атаки. К обледенению такое крыло очень критично, срыв потока наступает при незначительных изменениях условий обтекания и геометрии крыла, т.е. при малейшем обледенении.

    • Баба Аня
      16.04.2012, 11:25

      Огласите летно-технические данные самолета, летающего на закритических углах атаки, пожалуйста.
      По всей видимости, свою максимальную скорость этот самолет достигает, когда летит хвостом вперед.

  • Гость
    15.04.2012, 17:23

    Еще раз, убедительная просьба, к редакции " Комсомолки" ознакомьтесь с результатами расследования катастрофы ATR-72 В 1994 году в чикагском аэропорту О,Хара. Рубен Есаян, конечно заслуженный и уважаемый человек. Но и он похоже не знаком с историей той катастрофы. Которая произошла при схожих обстоятельствах с тюменской. Обледенение, Потеря управления. По итогам расследование вынесено предписание в США и Канаде о запрете эксплуатации ATR-72 в районах с холодным климатом т.е. с высокой угрозой обледенения. ///В Тюмени и на большинстве территории нашей страны в зимний период эксплуатировать ATR-72 НЕЛЬЗЯ! А насчет дымления двигателей, так на форсаже любая турбина дымит, керосин не весь дожигается.

  • Серж
    15.04.2012, 13:12

    Очевидцы утверждают, что у самолёта дымили двигатели. Какая тут связь с обледенением?!.
    И ещё. При обледенении самолёт хуже управляется, ухудшается аэродинамика, гораздо раньше наступает срыв потока. Но как это влияет на скорость. если корректно работать штурвалом ? Как это влияет на тягу двигателей?!.
    Борт завалился или из-за нехватки тяги (что подтверждается свидетелями дымления двигателей), или из-за повышенного угла атаки (соответственно потери скорости). Но на автопилоте последнее сомнительно.
    Одновременно дымить два двигателя могут только при некачественном топливе.
    Версия с обледенением выгодна всем, когда виновными становятся только командир и экипаж (которые уже ничего не скажут).
    А вот если топливо некачественное (а "иностранцы весьма чувствительны к такому), вот тут должны взять за шкирку многих на земле. И это никому не нужно.

    • Дед Пыхто
      15.04.2012, 22:23

      Есть поговорка - врёт как очевидец. Про Боинг в Перми "очевидцы" тоже чудеса рассказывали, но их опровергла запись видеокамер. Совершенно дилетантские рассуждения. Топливо не причём. В истории авиации почти не было катастроф из-за топлива, за исключением единичного случая, когда вместо керосина залили бензин. Взять за шкирку нужно МАК, допустивший непригодный для наших условий с-т в наше небо, но МАК проводит расследование и сам себя за шкирку не возьмёт. Эксперт готовит общественное мнение к полному обвинению пилотов. Но это не первая катастрофа ATR-72 из-за обледенения. Что? Во всех предыдущих случаях в кресле пилотов также сидели идиоты?

    • Омар
      16.04.2012, 0:04

      Деду Пыхто. Вы должны знать, что катастрофа не происходит только по одной причине. Я считаю, что виноваты и летчики- не знали свой самолёт (повышинная опастность в условиях облединения), не проверили метео (условия обледенения), не осмотрели самолет перед вылетом, и компания, которая наверняка не проводила должных тренировок на тренажерах, и МАК, который эти тренировки реально не контролирует и допускает неприспособленные для нашего климата самолеты. Но виноватых сделают одних только летчиков.

    • Баба Аня
      16.04.2012, 11:27

      Дед, перестань пургу гнать! Лучше учи свою историю.

  • Гость
    14.04.2012, 21:46

    А мы заплатили за курс обучения по переподготовке. Получили купленные корочки. А знаний в итоге ноль . /

    • Гость
      14.04.2012, 23:53

      Слушай Гость какой налёт у Тебя и на какую "пятёрку"?? Пока офециально метео не подтвердило наличие облединения ночью в ап Рощино. Зато Ты гость берёшь на себя бол ответственность обвиняя эвс в воростве, пьянстве и наркомании. /

    • Наблюдатель
      15.04.2012, 7:46

      Гость выражается фигурально, рассчитывая на стандарт ассоциативного мышления.
      А данном случае. он обращает наше внимание на отсутствие единства в всей структуре управления.
      Буквально это звучит так - Хватай мешки и беги в сторону железной дороги. Вокзал с беспошлинным алкоголем пошел.

  • РТ
    14.04.2012, 21:44

    На внутренних рейсах по английски?

  • Е.
    14.04.2012, 21:27

    Если крен, тогда самолёт идёт не на подъём а на вираж, тогда скорость не должна теряться. Возможно крен слишком большой ?

    • Дайте поумничать
      15.04.2012, 11:46

      При обледенение, крыло теряет подьёмную силу, поэтому если не увеличить скорость или не изменить механизацию крыла (выпустить закрылки или предкрылки), то произойдет срыв потока т.е крыло полностью потеряет подьёмную силу. Обледенеть абсолютно одинаково два крыла не могут, поэтому с одного из крылеьв поток сорвётся быстрее и самолет начинает кренится.

  • Петр
    14.04.2012, 20:22

    Отвечать должны: Кто приобрел эти "самолеты"? Кто разрешил покупку этих развалюх? Кто не привел это убожество в состояние, в котором хоть как-то оно может летать? Кто разрешил взлет!!!!???

    • Петру
      15.04.2012, 8:45

      убожество в головах, а не в самолётах.

  • Знающий
    14.04.2012, 19:22

    Эта катастрофа символизирует катастрофу России, которой управляют с молчаливого согласия дебильного народа, аморальные проходимцы, коррупционеры, воры, непрофессионалы и казнокрады. В РЕЗУЛЬТАТЕ МЫ ИМЕЕМ НА ВСЕХ УРОВНЯХ ВЛАСТИ И ВО ВСЕХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС УПРАВЛЕНИЯ. Это значит, что нигде и ничто не контролируется, да и самих контролеров нет. Никто и нигде не живет по законам РФ, да и сами законы, "что дышло". Живем, надеясь на авось да небось. Нет у России будущего в такой ситуации.

  • Гость
    14.04.2012, 17:57

    хоть и не эксперт, но налёт за пятёрку...
    сейчас просто очень много пилотов, самое лучшее качество которых - англ яз. их и переучивают...
    дальше - больше: многие не знают действий в экстремальной обстановке, тк боятся что либо нарушить... за объективный контроль - большие штрафы.../светлая память экипажу, их просто недоучили

  • а мне уже неважно....
    14.04.2012, 17:35

    родного человека моя семья не вернет.... и жить без него будет ох как тяжко.... и больно.... хватит, ребят.

  • Ричард
    14.04.2012, 16:55

    Помню, что завалить в штопор как и вывести из штопора крест (Л-29) было просто
    Но, чтоб свалить такую телегу с двумя работающими двигателями, как ту карету починить вместо трех дней за неделю, - это нужно здорово постараться.

  • Ричард
    14.04.2012, 16:55

    Помню, что завалить в штопор как и вывести из штопора крест (Л-29) было как два пальца об асфальт.
    Но, чтоб свалить такую телегу с двумя работающими двигателями, как ту карету починить вместо трех дней за неделю, - это нужно здорово постараться.

  • врр
    14.04.2012, 16:46

    Есть ли записи наземных разговоров экипажа, из которых можно было бы понять причины отказа от обработки антиобледенителем?

    • лика
      15.04.2012, 1:13

      есть предположения что они не дооценили погодные условия и торопились,чтобы вылететь по расписанию

  • Дед Пыхто
    14.04.2012, 16:44

    Эксперт с данным типом с-та по видимому не знаком, рекомендации правильные, но неизвестно смог ли с такой ситуацией справиться хорошо подготовленный пилот. Когда скорость потеряна, произошёл срыв потока, с-т становится неуправляемым. Возможно, если бы отдали штурвал от себя и начали выпускать закрылки, то не упали бы, но не факт. А раз не факт, то не следует обвинять пилотов.

    • Пилот
      14.04.2012, 18:08

      В советской авиации существовало правило: если ты что-то выполнил, а самолёт повёл себя неадекватно, немедленно отмени последнюю операцию. Поэтому вполне возможно, что если бы они снова довыпустили закрылки, то не упали. Я повторяю, что вполне возможно. Судить об этом нам сейчас нельзя, потому что мы не знаем аэродинамических характеристик этого самолёта. Хотя у всех самолётов с верхним расположением крыла обледенение более опасно, чем у самолётов с другим его расположением. Знаком с этим сам, так как пилотировал подобные машины.

    • Киевлянин
      14.04.2012, 21:44

      "А раз не факт, то не следует обвинять пилотов."

      А кто пассажиров то угробил? Автопилот!?

    • Дед Пыхто
      15.04.2012, 22:30

      Пассажиров угробил ледяной дождь, это утверждение также правильно как утверждение, что Титаник погубил айсберг. В конечном итоге всё равно виноваты люди. И эти люди сидят в МАКе, это они допустили непригодный для наших условий с-т в наше небо. Было несколько подобных катастроф на Западе. Там тоже за штурвалом были неподготовленные пилоты? Или причина всё-таки в самолёте?

  • EDVARD
    14.04.2012, 15:17

    Помню , пришлось в 70-х ещё годах вылетать на АН-24 из Чкаловского в Бежецк с vip пассажиром на борту . Погода премерзкая . Сильный мокрый снег, видимость меньше 500 м. Сама по себе погода ничего особенного, поскольку каждый командир в наше время имел минимум 50х 500 для посадки и видимость при взлёте 300м, без ограничения по нижней кромке облаков. Пока ждали vip -персону сметали снег с помощью мётел. А в период руления на исполнительный старт образовался барьерный лёд и я не стал рисковать дальше . Хотя я согласен с ДЕДОМ- на АН -24 действительно мощная антиобледенительная система. И всё обошлось, даже без оргвыводов. Надо сказать, что в наше время слово командира что-то значило. Ну не задалась у vip охота, зато жив остался.

  • Гость
    14.04.2012, 12:52

    А я вообще российскими авикопаниями не пользусь. Там сплошное воровство, пилоты недоучки пьяные или под наркотой. Людей погибших жалко.

    • Гена
      14.04.2012, 13:21

      Не льсти себе! Ты вообще никакими авиакомпаниями не пользуешься. У тебя от сидения за компом вырасла такая задница, что она давно в самолетное кресло не влазит.Сидишь за компом и ядом капаешь.

    • Ар
      14.04.2012, 17:46

      Две серьезные катастрофы за полгода - есть о чем задуматься, уважаемый Гена...

  • Авиаспециалист
    14.04.2012, 12:31

    "- Угол атаки критический, и самолет падает на землю левым бортом. "
    _______________________________
    Будучи студентом спецгруппы подготовки инженеров у А.А. Туполева знал, что вывод самолёта на закритические углы атаки ограничен возможностью штурвала. А тут вообще не понятно на каком ишаке они ехали.

  • Реалист
    14.04.2012, 12:21

    А я бы просто посоветовал всем гражданам по возможности избегать летать на внутренних рейсах,раз такой бардак. Из Америки,из Юго-Восточной Азии,конечно на поезде не попрешься в Москву. А по России,на недалекие расстояния,лучше не испытывать судьбу. Москва-Екатеринбург ехать на поезде меньше двух суток,лучше потеряйте их,но останьтесь живы.Я это уже взял за правило,по какому праву тот,кто виноват в том,что периодически происходит, должен отнимать мою жизнь? Поверьте,такое будет дальше продолжаться. Самые глубокие соболезнования тем,кто потерял родных, слов утешения нет.

    • Яна
      15.04.2012, 6:14

      Вам хорошо говорить.....а мы живем во Владивостоке, до Москвы 7 суток поездом. Никакими калачами меня в поезд не заманишь, мы все летаем.....9 ч и ты в Москве, Питере

    • Поцлав Павел
      15.04.2012, 7:56

      А к нам, на ДВ из своей Москвы на паровозике нет желания прокатиться, посмотреть-подивиться, как широка страна твоя родная, сколько в ней озер, полей и рек? Благо, времени у тебя целая неделя будет!

  • F>
    14.04.2012, 10:30

    экипаж не виноват,что его не научили ЛЕТАТЬ (с)

  • Лось. Просто Лось
    14.04.2012, 9:32

    То вам советские самолеты плохие были,теперь вот иномарки плохие! А может лучше надо учиться? Лучше относиться к своей работе? В авиации,в медицине и т.д.?
    =============================================
    Да, именно так. Только, к сожалению, это пустые пожелания. Выучившись с отличием, защитив диссертацию, работая честно и профессионально, я - надо признать самому себе - оказался НЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМ в условиях современной России. В перевёрнутой системе координат я оказался ... неудачником. Как и миллионы других, исповедующих те же "устаревшие" принципы. Наш удел - обслуживать (за обьёдки) наследственных (уже) разворовывателей державы. При которых всегда самолёты будут падать, "Курски" тонуть, а турбины взрываться. Впрочем, есть и другой путь - начать жизнь с нуля в стране с другими правилами игры. Я выбрал второе.

    • Mi`amore
      14.04.2012, 11:00

      Я с тобой теперь согласен на все 100. Мне уже 37 и год до пенсии. Тоже решил начать с 0

    • германский немец.
      14.04.2012, 13:15

      вроде взрослые люди, а рассуждения как у девушки на выданье. Кому и где ты нужен, когда тебе за 40? Это в 25 тебя могут доучить, переучить и сертифицировать. А в 35 ты уже отработанный мусор, особенно в чужой стране. Таджик с двумя высшими тоже едет в Москву с большими амбициями.

    • Гость
      14.04.2012, 13:59

      Есть и третий путь, который уже начали осуществлять.

    • саня
      14.04.2012, 15:34

      немец,не говори ерунду,у меня отец в 45 ушел на пенсию из ВС и тут же устроился на другую госработу,где по сей день работает,а ему 57 сейчас и по должностям сокращали более молодых,его не тронули

Оставить комментарий
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Красной меткой отмечены обязательные поля
Ваш комментарий: