• КП в социальных сетях:
  • facebook Komsomolskaa-pravda
  • odnoklassniki group kpru
  • twitter onlinekpru
  • vkontakte club15722194

Писатель, историк Леонид Млечин: «Николай Второй приказал давить демонстрантов. Но поздно. Всем уже все надоело!»

В канун 95-летия Февральской революции мы поговорили в студии радио «Комсомольская правда» с известным публицистом Леонидом Млечиным об уроках истории [обсуждение, видео]
Владимир ВОРСОБИН
Фото Марины ВОЛОСЕВИЧ, Ивана ПРОХОРОВА и РИА «Новости».
Подружись с нами:
Леонид Млечин: «Пойди в феврале 1917-го события иначе, сейчас в России готовились бы отмечать 400-летие Дома Романовых».
Леонид Млечин: «Пойди в феврале 1917-го события иначе, сейчас в России готовились бы отмечать 400-летие Дома Романовых».

Например, почему властители России так часто наступают на одни и те же грабли.

- Когда мерз на Болотной, заметил настроение демонстрантов - у них ощущение, что вот она, оттепель! Возвращаются права, свободы... Думаю, то же чувствовали наивные революционеры в феврале 1917 года.

- Вы не можете представить, до какой степени вы правы. Сохранились воспоминания участников манифестаций в феврале 1917 года, и не только в Петрограде, но и у нас в Москве. Люди писали об ощущении безграничного счастья, братства, веселья. Ты читаешь их: все идут под руку, все друг другу рады.

- Они еще не знали, чем это кончится.

- Да... Но я хочу сказать о другом. Большевики вычеркнули из национальной истории Первую мировую войну, которая была великой по масштабам потерь. И Февральскую революцию. Пойди события иначе, возможно, в следующем году мы бы отмечали 400-летие Дома Романовых. Вот здесь висел бы (показывает на стену студии) портрет внука или правнука Николая II. Он поздравлял бы нас с Новым годом, принимал бы верительные грамоты у послов, открывал бы, как в Англии, сессию парламента.

- Но вертикаль власти в Российской империи была грандиозной! Перед нами трепетала вся Европа. Что изменилось за ничтожное для истории время?

- Власть рухнула за один день. Два депутата Госдумы Шульгин и Гучков сели на спецпоезд и в сопровождении пяти солдат с красными бантами приехали в Псков, где находился поезд государя императора. Он подписал указ отречения, и все кончилось. Вертикаль власти не имела никакой опоры. И она рухнула, даже не столкнувшись с серьезным препятствием. Да, в Первой мировой войне все государства были в тяжелейших экономических условиях. Но демократические страны пережили войну, а четыре «самодержавные» империи рухнули: Российская, Австро-Венгерская, Германская и Оттоманская. Потому что демократическая система дает крепкую основу для режима, для власти, для политического устройства. Вот урок Первой мировой.

- Кое-кто стращает Россию повторением февраля 1917-го...

- Не вижу никаких оснований для таких ужасных прогнозов: революция, распад страны. С какой стати? Главный урок Февральской революции, той трагедии, которую потом пережила Россия, один - если власть не осознает своего долга меняться вместе со страной, соответствовать тому, что ждет от нее общество, то происходит катастрофа.

Я не зря упоминал для сравнения Англию. Первые британские монархи осознали свой долг перед обществом бог знает еще когда. Они отказались от самодержавия, согласившись на билль о правах. Русские монархи это сделать не смогли и привели страну к катастрофе. Конечно, когда у меня есть власть, то зачем же мне от нее отказываться. Но если ты умный человек, обязательно поймешь - это не только в интересах государства, но и твоих собственных интересах.

Февраль 2012-го...
Февраль 2012-го...

- Но вот парадокс - и в феврале 17-го, и сегодня большинство не хочет революций. Большинство инертно. 70% наверняка за царя, назови его генсек или президент. Но переворот февральский все же произошел.

- Ни один человек в Российской империи не вступился за императора. Ни вооруженные силы, ни правительство, ни семья, ни Русская православная церковь. РПЦ вообще сразу же забыла про царя. Взять епархиальные ведомства - все епископы местные пишут: да здравствует свобода, мы избавились от этого тирана. А когда-то казалось, что за императора чуть ли не все. Равнодушие - вот что это было! Самое страшное - большая часть страны и тогда, и сейчас не сопричастна судьбе Родины. Но я обвинять людей не возьмусь. У них не было никогда возможностей воспитать в себе это чувство. Это как у спортсменов. Вот мне сейчас скажут: иди прыгни на 2 метра 50 см. С какой стати? Я 10 лет должен прыгать, чтобы у меня что-то получилось. И у нашего народа никогда не было исторического периода, когда бы люди осознавали ответственность. В этом году мы будем отмечать годовщину Петра Столыпина. Вспомнят столыпинские галстуки, столыпинские вагоны, его слова: «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия». Но главное, что он сделал, - стал наделять крестьян землей. Не раздавать, а продавать. Он считал, что пока человек не станет владельцем собственности, которую у него никто не отнимет, ничего в России не будет. Если бы столыпинская аграрная реформа увенчалась успехом, в России жили бы другие люди, которые чувствовали бы себя хозяевами и были бы способны к самоорганизации.

...и февраль 1917-го внешне похожи даже лозунгами: и здесь и там - слова о свободе и демократии. Но повторения революции сегодня в России не хочет практически никто.
...и февраль 1917-го внешне похожи даже лозунгами: и здесь и там - слова о свободе и демократии. Но повторения революции сегодня в России не хочет практически никто.

- Но и при Советах люди чувствовали себя гражданами своей страны. Был Гагарин, была победа в Великой Отечественной войне...

- А мы что, во Второй мировой вой-не без товарища Сталина не победили бы? Неужели Россия до 17-го года все войны проигрывала? В 14-м году, между прочим, нам противостояла та же страна, да еще с союзниками. Немцы не только до Москвы, они и до Киева не дошли. Несмотря на то, что Николай II был ужасным полководцем и слабым человеком..

Сергей, радиослушатель:

- Чтобы произвести революцию в стране, сначала надо произвести революцию в умах и сознании людей. Февральской революции предшествовала длительная подготовка атеистического сознания, начиная еще с начала XIX века...

- Насчет религиозности, я, пожалуй, не соглашусь. Потому что на Пасху 16-го года причащаться пошли все православные солдаты, а на Пасху 17-го года - 10 процентов, как только отменили ее обязательный характер. Народ был очень религиозным, но церковь превратила себя в государственный департамент и себя невероятно скомпрометировала.

- Есть какие-то грабли, на которые упрямо наступают все наши государи?

- Тут вот в чем беда - в какой-нибудь стране меняются президент или королева, и ничего не происходит. А у нас, когда меняется властитель, все переламывается. Отчего? Оттого, что в других странах люди правильно организовали свою жизнь. Это называется институтами. И кого ни поставишь - ничего страшного не случается. Вон Джордж Буш небольшого ума был президент, но не рухнули же США, не произошло там революции.

- Я думаю, значительная часть общества считает, что, если бы тогда Николай II жестко подавил мятеж, задавил бы этих недовольных, жили бы мы сейчас спокойно и хорошо.

- Николай II приказал генералу Хабалову сделать это. Но у того не нашлось войск. Не захотели давить. Потому что всем уже все надоело! Попытки задавить если и удаются, то на какой-то кратковременный период. Это же ничего не решает...

История - не поваренная книга, там нет готовых рецептов. Есть лишь сопоставимые ситуации. Урок, который мы должны извлечь из февраля 17-го, такой. Устойчивы лишь демократические режимы, основанные на волеизъявлении большинства людей. Они вчера за тех проголосовали, сегодня - за этих, но они уверены в себе и готовы сотрудничать с властью, а не вилами друг на друга замахиваться. Не набрал никто большинства - коалицию образовали. Это нормальная жизнь. К ней нужно идти.

Почему мы так часто наступаем на одни и те же грабли? Давайте обсудим!

Поделитесь с друзьями:
  • Facebook
  • Нравится
Показать код
Комментарии
66
  • Елена24.03.2012, 20:36

    "Кое-кто стращает Россию повторением февраля 1917-го...

    - Не вижу никаких оснований для таких ужасных прогнозов: революция, распад страны. С какой стати?"

    Млечин такой смешной. Я думаю, что те , кто учавствовал в февральской революции тоже ни с какой стати не предполагали такого развития событий. А вообще, люди добрые, не верьте Млечину, это известнгый русофоб.

  • Подольчанин17.03.2012, 5:22

    10 мифов о 1941 годе / Сергей Кремлёв. — М.: Яуза; Эксмо, 2009
    Попробуйте охарактеризовать лучше и Млечина и многих других подобных "историков"?

  • Подольчанин17.03.2012, 5:20

    Царская «Расея» массово производила именно манек и ванек, и могла существовать лишь до тех пор, пока Иваны да Марьи не набрали в России серьёзную силу.
    В 1917 году именно это и произошло. Вначале, правда, наиболее активные слои высшей буржуазии, недовольные самодержавием, подготовили и совершили свою — Февральскую — революцию, но потом не сумели справиться со стихией, где разгул ваньков соединялся с возникающей — по образному выражению Ленина — «мерной поступью железных батальонов пролетариата». И в октябре 1917 года родилась новая власть, начавшая преобразовывать «Расею» ваньков в Россию Ивана да Марьи.

  • Подольчанин17.03.2012, 5:20

    Это было именно движение нации... Запад посылал в заморские владения вначале хищных авантюристов, затем — миссионеров, а затем уж — администраторов, колонистов.
    А русский Иван, сын Ивана да Марьи, шел в новые земли Западной, Средней, Восточной Сибири сразу как выразитель общей русской воли — в силу широты характера. И даже если он шел вроде бы за ясаком и мягкой рухлядью, то — в итоге — он шел за судьбой Русской земли…

  • Подольчанин17.03.2012, 5:19

    Первый в тяжелую годину хмурил лоб, подтягивал пояс и засучивал рукава, второй — юродствовал.
    Второй жил абы как, не очень интересуясь даже тем, что там есть за дальним лесом. Второй норовил отлежаться на печи, а первый…
    А первый шел за тридевять земель — не завоевывая их, а органически вбирая их в круг русского дела.

  • Подольчанин17.03.2012, 5:18

    в русском народе — причем и в самой толще его народной массы, и в верхних его слоях, — вот уж точно есть два принципиально отличающихся один от другого народа — народ Ивана да Марьи и народишко Ванек и Манек…
    Первый народ бил чужеземцев, второй лизал им пятки.
    Первый создавал певучие, берущие за душу песни, второй — похабные частушки.

  • oldleso16.03.2012, 21:23

    Сказанное Л. Млечиным, от "А" до "Я" опровергается вот этим. - Людендорф: " Пропаганда – руль и ветрила души человека. Хорошо поставленная пропаганда должна далеко обгонять развитие политических событий. Она должна расчищать дорогу для политики и подготовлять общественное мнение незаметно для него самого. Прежде чем политические намерения превратятся в действия, надо убедить мир в их необходимости и моральной оправданности". Николай 2 был нормальным, сильным умом, гуманным человеком в собственном теле. Не его вина в том, что в РИ пропаганды и контрпропаганды не было. Но было много, очень много болтовни и разболтанности. Сильные умом Ленин, Троцкий, Сталин, верхушка большевиков, каждый из них с телом и повадками злобного предельно жаждущего власти зверя, стаей загрызли Царя и народной толпой растоптали собственное государство. Я бы, мавзолей Ленину и кремлевскую стенку с захоронениями большевистской верхушки перетащил бы на Болотную площадь. И пусть будет здесь Московский Гайд парк.

  • Сехис Альварес12.03.2012, 2:41

    Г.Млечин забыл о растреле демонстрации 9-го января 1905 г. в Питере (осюда "Николашка кровавый"), забыл о поражениях царской армии в крымской войне и в русско-японской войне ("шапками закидаем"), только бедных турок громили. В 1913 г. Россия занимала 13 место в мире по пром.развитию. Сила вернулась при советской власти: били Гитлера, финов и японцев, стали одной из сильнейшей держав в мире. А Николая II за развал страны, за кровавую революцию надо судить, а не объявлять святым. О войне знаю не по наслышке: родственники воевали в Сталинграде и дошли до Берлина, был на Красной Площади на поледнем предвоенном и первом послевоенном параде (Параде Победы).

  • Geheimen11.03.2012, 22:30

    Млечин путь...

  • Peter10.03.2012, 18:04

    У автора обращает на себя внимание поразительное презрение к своим предкам, высокомерие эдакого судьи постфактум.
    Ни разу не видел попыток оспорить "почетное" звание Соловья-разбойника, даное народом (как видно, не зря), однако сплошь и рядом оспаривается "почетное" звание "Николашка-кровавый", прилепленное тем же народом (как видно, не зря). Причем не осмыслителями постфактум, а людьми, жившими и страдавшими от этого Николашки.В этом сквозит неуважение,презрение к своему народу, к своим предкам, к своей истории, а ведет это, как известно, к манкуртизму и появлению орды иванов, не помнящих родства. В этом плане презренна и РПЦ, канонизировавшая не жертв правления этого Николашки-кровавого, а самого Николашку. Что же, стыд глаза не выест. Поверхностный взгляд индивидуума не был бы так осуждаем, как прорицание с использованием "служебного" доступа к масс медиа без осознания своей ответственности за последствия. Никому не ведомо, "как слово наше отзовется". А может быть "ведомо"? И весь расчет на этом строится

  • Их превосходительство09.03.2012, 12:13

    "возможно, в следующем году мы бы отмечали 400-летие Дома Романовых."

    Да кому оно нужно. Кроме млечина и кучки его друзей.

    "вертикаль власти в Российской империи была грандиозной! Перед нами трепетала вся Европа"

    И в СССР вертикаль власти была грандиозной. И перед СССР трепетала вся европа.

  • не сочтите за невежливость04.03.2012, 0:40

    но у Меринова в вашем конкуренте году так в 1994м был рисунок: швабра, на перекладину которой наступил ногой и тем при поднял её мужик; оконцовка ручки швабры вся в шишках, и швабра умоляюще вопрошает мужика: "а может, больше не надо?!"

  • ИВАН03.03.2012, 19:13

    БЕЛЫХ ЛЮДЕЙ ОСВОБОДИЛИ ИЗ РАБСТВА ПОЗЖЕ ЧЕМ НЕГРОВ В США. ОТКУДА У НАРОДА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЗЯТЬСЯ? ЕЁ И СЕЙЧАС ЕЩЁ НЕТ.

  • Алекс01.03.2012, 10:27

    Цитируем великого Шульгина "вырвавшего" с пятью солдатами отречение у Николая Второго.
    Напомню что это были парламентеры от тех у кого были в заложнках "наследник, императрица, четыре великих княжны"

    " С первого же мгновения … отвращение залило мою душу, и с тех пор не оставляло меня во всю длительность «великой» русской революции. Бесконечная струя человеческого водопровода бросала в Думу всё новые и новые лица… Но сколько их ни было — у всех было одно лицо: гнусно-животно-тупое или гнусно-дьявольски-злобное… Боже, как это было гадко!… Так гадко, что, стиснув зубы, я чувствовал в себе одно тоскующее, бессильное и потому ещё более злобное бешенство…
    Пулемётов!



    — Шульгин В. В. Дни.
    "

    И как только эти люди пришли к власти, они, не умея договариваться, развалили ее.
    Как и Союз в 91.

  • серега29.02.2012, 4:55

    Что-то Млечин забыл о поражениях России в русско-крымской и в русско-японской войне. Слабеет у него память. А вообще смешно так называемому историку рассуждать о причинах революций по типу:*Свистнул дед-мороз и началась буря!*

  • Папаша27.02.2012, 9:36

    Пока млечины и сванидзе будут считаться историками, мы будем иметь вместо российской истории либероидные комиксы и ужастики.

  • wladimir26.02.2012, 16:52

    Млечин прав.Но увы России нужен лидер типа грузина Сталина.Жадность толкает на необдуманные действия.
    Конечно с Путиным спокойнее.Но часть элиты и народа не хочет жить в путинских рамках.Ограничения на разврат в Крушевилях и прочее.Страх контроля зарубежной недвежимости.Элита и оппозиция хочет свободы без ограничений.Гулять так гулять.
    Так что в России наступают "весёлые времена".
    Дело даже не в Путине.Просто народ России желает наступить на "греческие грабли".Желает жить не по-средствам.Это как А.Пугачёва.После развала Союза благодаря определённому таланту сгруппировала "певческую элиту" и все 20 лет одни и те же лица.
    Элита состарилась ,денежки проедает,а народу слушать и смотреть нечего.Застой.
    Есть правда "Поющие трусы".Но это другая история.
    Так что с политточки зрения Млечин прав.У нас если кто дорвётся до власти всё -труба.Всё под корень.С нуля.
    А народ как всегда в заднице.
    Так что голосуйте за честные выборы в довольно разобщённой стране.Но не забывате...........

  • Василий24.02.2012, 12:08

    Люди не читайте поверхностные измышления псевдоисториков,это еще хуже чем незнание истории.В истории России династия Романовых (которая была не Романовых после Петра 1)была настоящим проклятием и правление Николая 2 позорным ее окончанием.Все что можно загубить он загубил по причине своей ничтожности.Его уровень-сельский учитель,а не император великой державы.

    • Т.24.02.2012, 13:54

      Согласна. И про Николая, и про так называемого "историка"

  • Микеле24.02.2012, 1:19

    Приятно прочитать квалифицированный анализ специалиста. А то уже надоел бред всяких самозванцев-самоучек. Для полноты картины стоило бы добавить, что Февральскую революцию (в отличие от Октябрьской) никто целенаправленно не готовил. Она стихийно выросла из женских демонстраций в честь международного женского дня 23 февраля по старому стилю, или 8 марта - по новому стилю.

  • Вася23.02.2012, 23:59

    Боюсь, наш русский народ слишком туп, чтобы построить демократию. Ему надо хлеба и зрелищь, и безответственности.

    • Мирон25.02.2012, 19:13

      Чуть не поперхнулся,наткнувшись на ваш комментарий.По себе судите,милейший?

Оставить комментарий

( осталось символов 1024 )